3 января 2014 г.

Горечь – вулкан человеческой души.

Проповедь
«Наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божией; чтобы какой горький корень, возникнув, не причинил вреда, и чтобы им не осквернились многие».
Чтобы убедиться в том, к каким серьёзным, а порой даже трагическим последствиям может привести та или иная духовная болезнь, достаточно обратиться к одному хорошо знакомому нам месту Священного Писания, которое при внимательном его рассмотрении способно буквально шокировать. В Послании к Евреям 12:15 сказано: «Наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божией; чтобы какой горький корень, возникнув, не причинил вреда, и чтобы им не осквернились многие».

В слове «наблюдайте» звучит явное предостережение, указывающее на что-то, что таит в себе большую опасность. Оно словно красный сигнал светофора, который заставляет нас остановиться и быть предельно осторожным и внимательным. Что это значит? Чего мы должны опасаться? Ответ следует незамедлительно: «чтобы кто не лишился благодати Божией». Да, но лишиться благодати Божией равносильно вечной погибели! Ведь именно по благодати-то мы и спасаемся! Всё, что мы имеем, является результатом проявленной к нам благодати и милости Божией! Потеря её равносильна потере спасения! Тут уж действительно есть чему ужаснуться. Для дитя Божьего нет ничего худшего, потому что, лишившись спасения, мы лишаемся всякой надежды на пребывание с Господом в вечности. Большей опасности для нас быть не может!

Только как такое может произойти? Каким образом возможна потеря благодати, а значит, и спасения? И снова ответ не заставляет себя ждать: «...чтобы какой горький корень, возникнув, не причинил (вам) вреда».
Горький корень? Что это такое? Что скрывается под этим выражением?

Чтобы понять это, лучше всего обратиться сначала к медицине. Во врачебной практике встречается целый ряд заболеваний, сопровождающихся резким нарушением вывода из организма различных отработанных вредных веществ, солей и шлаков. К ним относятся тяжёлые болезни, связанные с обменными нарушениями и различными расстройствами функции сердца, почек и печени. При этом у человека происходит быстрое или постепенно нарастающее самоотравление организма, в результате чего он рано или поздно умирает.

Нечто подобное происходит и в духовной сфере. В человеческой жизни бывает много факторов, вызывающих нарушение её нормального, здорового ритма. Обычно человек справляется с трудностями, которые приходится ему переносить, преодолевая или забывая их, и, таким образом продолжает жить дальше. Истинные христиане имеют в этом особое преимущество, так как, будучи укоренены в Боге, получают от Него силу свыше для борьбы со всякого рода злом без того, чтобы оно оставляло в их сердцах ядовитый след. Однако у так называемых номинальных христиан и людей мира это выглядит совершенно иначе. Пережитые ими удары судьбы или нанесённые кем-то душевные раны и травмы оставляют в их сердцах неизгладимый след, который проявляется опасным негативным состоянием души, называемым горечь. Зародившись в глубинах человеческого сердца, этот злой корень растёт и распространяется, подводя душу к внутреннему надлому и медленному духовному распаду.

Внешне горечь проявляется вспыльчивостью, раздражительностью, обидчивостью и повышенной ранимостью. Стоит только неосознанно задеть больное место и душевную рану, как человек тут же взрывается, возмущается, оскорбляется и замыкается в себе. Горечь накладывает на внешность поражённых ею свой мрачный отпечаток. Такие люди выглядят хмурыми и вечно недовольными. Лица принимают жёсткое, холодное выражение, словно говорящее другим о том, чтобы они не совали нос не в свои дела и оставили их в покое. В поведении нет и следа приветливости, общительности и дружелюбия. Замыкаясь в себе, они становятся угрюмыми и недоступными.

На окружающих эти люди действуют угнетающе. В общении с ними бывает очень трудно. Что бы им ни сказал – всё не так. Даже самое безобидное слово в их адрес вызывает у них вспышку гнева и необъяснимой ярости, что нередко заканчивается скандалом, руганью и бранью, вплоть до высказывания проклятий в адрес обидчика. Однако такая «разрядка» скопившегося яда не только не приносит облегчения, но ещё больше усугубляет их тяжёлое душевное состояние. Горечь, ненависть, злые чувства и жажда мести переполняют несчастных, толкая порой на самые, что ни на есть ужасные поступки и действия.

Уже на первых страницах Библии мы находим историю, описывающую типичный пример такой горечи и трагические последствия этого: «Спустя несколько времени, Каин принёс от плодов земли дар Господу. И Авель также принёс от первородного стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его; а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его. И сказал Господь Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лице твоё? если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечёт тебя к себе, но ты господствуй над ним. И сказал Каин Авелю, брату своему. И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его» (Быт. 4:3-8).

Больше всего от людей, поражённых горечью, страдают члены их семей, потому что именно на них в первую очередь изливается содержимое горькой чаши, которые те вынуждены проглатывать, не имея возможности переложить это бремя на кого-то другого. Но самая большая ирония в том, что, возникнув в сердце человека, горечь наносит наибольший вред, прежде всего, ему самому. Она, словно рак, пожирает и разрушает его изнутри до тех пор, пока душа не превратится в духовные развалины.

Долго скрываемое недовольство, возмущение, зло и неприязнь подрывают физическое здоровье носителя горечи, вызывая у него гипертонию, стенокардию, инфаркт миокарда, инсульт, язву желудка, различные заболевания психики и нервной системы. У верующих людей горечь полностью парализует духовную и молитвенную жизнь.

Пропитанный горечью человек не способен положительно думать, правильно анализировать и здраво рассуждать. Всё, что он говорит и делает, не может созидать, но ведёт только к разрушению. Жизнь его с годами становится настолько невыносимой, что, обозлившись на весь мир, он начинает порой помышлять о самоубийстве. Однако главная беда такой отравленной души заключается в том, что она не может понять, что виновником её бед является не кто-то другой, а она сама.

В указанном месте Послания к Евреям 12:15, говоря об опасности горького корня, Апостол Павел заканчивает свою мысль таким предостережением: «... и чтобы им не осквернились многие». Дело в том, что, попав в сердце человека, горечь не лежит там подобно упавшему на землю листу. Заражённый ею просто не может долго молчать. Рано или поздно бушующий в недрах души вулкан прорывается наружу. В среде окружающих его людей он ищет и находит души, которым начинает изливать свой яд, заражая и оскверняя их. Сознательно или не осознавая этого, он действует подобно змее, которая будучи ядовитой сама, отравляет тех, к кому прикасается. Появившись однажды в сердце человека, горький росток быстро распространяется, разрушая, уничтожая и превращая в духовную пустыню всё вокруг себя.

Горечь делает людей духовно слепыми, хотя они даже не подозревают об этом. Им кажется, что с ними всё в порядке и что только они правы, в то время как все другие заблуждаются. Такое поведение является явным свидетельством духовного помешательства. Ведь подобно этому ведут себя психически больные люди, иначе говоря, сумасшедшие. Им кажется, что только они в здравом уме, а все остальные – ненормальные, и все попытки разубедить их в этом бывают обычно напрасными.

Горечь может разрушить в семье самые тёплые взаимоотношения. Жена может затаить на мужа злую обиду за то, что он однажды с ней плохо обошёлся. Муж не в силах простить свою жену только за то, что она ему в чём-то не угодила. Дети способны ненавидеть собственных родителей за то, что много лет тому назад те (как им кажется) их несправедливо наказали. При этом забывается, в каких болезнях и страданиях их родила мать, в каких трудностях и скорбях вырастила, сколько бессонных ночей провела в то время, когда они болели. Забывается также, как в поте лица работал отец, обеспечивая семью всем необходимым. Вместо проявления сыновней благодарности и попечения о них, выросшие дети покидают родительский дом, не являя ни любви, ни заботы, ни внимания. Мало того, стараясь оправдать себя, такие дочери и сыновья ещё идут и злословят отца и мать, рассказывая о них только плохое. Это ли не слепота?! А причина такой жестокости – всё та же горечь.

Горький корень приносит много проблем и во взаимоотношениях между людьми. Нередко это бывают соседи, близкие родственники, знакомые или братья и сёстры по вере, являющиеся членами одной и той же общины. Быть может, кто-то из них нечто сделал или что-то сказал, что было для другого подобно удару. Проходят годы, но христианин не может этого забыть, в результате чего в подходящий момент с его уст срываются такие слова, которые никак не подобают человеку, называющему себя чадом Божиим.

Случается также, что один из членов церкви обличит своего брата (или сестру) в Господе, обратив внимание на что-то недоброе в его жизни. Возможно, он сделает только замечание в адрес их детей, рассказав о каком-то скверном поступке или недостойном поведении. Однако, вместо того чтобы поблагодарить за это, родители затаивают в сердце своём злость и возмущение. Внешне они, конечно, могут не показать этого, однако в мыслях советуют такому «умнику» присматривать лучше за своими детьми и заниматься наведением порядка в собственной жизни. Подобных ситуаций встречается сколько угодно и христиане, вынашивая зло, начинают избегать друг друга, хотя при вынужденных встречах продолжают с лицемерной улыбкой по-христиански приветствоваться.

Горечь – это больше, чем недостаток любви и основанной на ней человеческой близости. Она роет ямы, вместо того чтобы строить мосты и разрушает, вместо того чтобы созидать. Замкнутость в себе, изоляция от других, подчёркивание всего, что касается собственной личности, упор на свои права и постоянные требования чего-то действуют угнетающе, приводя к ссорам и разделениям. Всё крутится вокруг «Я», «Мне», «Меня». Жалость к себе, желание закрыться в своей скорлупе, упрямство в стремлении доказать свою правоту, постоянные упрёки и негативные чувства – вот то, что составляет жизнь поражённого этой духовной болезнью.

От горечи бывает очень трудно избавиться. Она, как мощный корень со многими ответвлениями, прорастает в глубины человеческого сердца, завоёвывая там себе всё новые и новые территории и вытесняя всё доброе. Те, кто занимается огородничеством, знают некоторые виды сорняков, которые появляются снова и снова, сколько бы их ни пропалывал. Корень их, сокрытый в земле, настолько длинен и разветвлён, что срывание верхушек растения при прополке не приносит никаких результатов до тех пор, пока не перероешь всю землю вокруг сорняка, выбирая и вытягивая вместе с корнем все его ответвления.

Корень горечи легко появляется и особенно быстро растёт в сердце, поражённом грехом, который служит для него лучшим удобрением. Наиболее частыми грехами, являющимися основными и наиболее частыми причинами возникновения в сердце корня горечи, являются: разочарования, обиды, злопамятство, неспособность прощать, недоразумения, разномыслия, ревность и зависть.

Учитывая серьёзность этих духовных болезней и опасность вызываемых ими последствий, целесообразно рассмотреть каждую из них по отдельности.

Разочарование, или несбывшееся ожидание, – это чувство огорчения и неудовлетворённости от чего-либо несостоявшегося, крушение веры в кого-то или во что-нибудь.

В жизни нередко бывает так, что мы очень ценим и глубоко уважаем какого-либо человека, всецело доверяем ему и полагаемся на него, как на самого себя, будучи уверенными, что он не подведёт даже в самую трудную минуту. Нам кажется, что лучшего и более верного друга нам не найти, и мы, не задумываясь открываем ему своё сердце, доверяя самое сокровенное. Со временем мы настолько привязываемся к нему, что он становится для нас как идол. Однако все эти иллюзии рушатся, когда вдруг происходит нечто, что нас буквально шокирует. К примеру, этот человек что-то говорит или делает, либо начинает вести себя по отношению к нам так, что это нас огорчает, оскорбляет и глубоко разочаровывает. В такой ситуации вместо того чтобы особенно бодрствовать, стоять на страже своих мыслей и просить Бога о помощи, мы затаиваем в сердце обиду, которая перерастает в скрытую неприязнь и явную отчуждённость. Вслед за первым шоком и разочарованием приходит возмущение, затем зло и ненависть. А когда дело доходит до этого, ты готов уже к мщению, которое может принять различные окраски и формы, причём под самыми благовидными предлогами. И так одно за другим, потому что грех действует по типу цепной реакции.

Библия учит, что в случае, если кто-то согрешил против нас, мы должны пойти и сказать ему лично об этом. Если человек не пожелает принять, нужно взять ещё двух или трёх свидетелей, а если и их не послушает, тогда сказать перед всей общиной. К сожалению, христиане очень часто пренебрегают этим советом, данным им Господом. В своём ложном благочестии они предпочитают поступить иначе и молчат, считая, что Бог однажды Сам вступится за них и справедливость восторжествует. При этом они даже не замечают, что тем самым удобряют почву, в которой растёт неприязнь, горечь и ненависть. А человек продолжает считать себя чадом Божиим, ходит на собрание, поёт, читает Библию, молится и делает всё, как раньше, потому что такая жизнь стала для него своего рода духовной культурой и традицией, за которой уже ничего больше нет. Просто формальное хождение в церковь. Горе душе, которая в таком состоянии отходит в вечность, потому что она лишена Божьей милости, а значит, может погибнуть.

Обида является таким грехом, который мы, люди, считаем безобидным и зачастую легко оправдываем. Да это и понятно. Ведь не я же причинил кому-то зло, а кто-то другой сделал мне больно. Так что, получается, что я жертва чьей-то невнимательности, чёрствости и жестокости.

Поводов для обиды в человеческих взаимоотношениях можно найти более чем достаточно. Всё что угодно может причинить боль моему чувствительному и легкоранимому «Я». Это и, как мне кажется, незаслуженно сделанное замечание, и необдуманно сказанное обидное слово, и неуместная шутка, и неприветливый взгляд, и отсутствие ожидаемого внимания, и то, что со мной почему-то не поздоровались или при встрече лично не поприветствовали, не ответили мне пониманием, не выполнили моей просьбы, не согласились с моим предложением, отвергли мой совет, не захотели выслушать моё наставление, отказали в том, чего я очень желал, обвинили, не удосужившись убедиться в моей невиновности и непричастности, не скрыли от других мой проступок, когда я совершил ошибку, не проявили должной любви, были ко мне слишком требовательны, не похвалили, когда я того заслуживал, не почтили, в то время как к другим выразили особое уважение, не воздали за то добро, которое я сделал, и так далее и тому подобное.

Этот длинный перечень можно было бы продолжать до бесконечности, но суть одна: если я склонен обижаться, причин для этого найдётся более чем достаточно. Прискорбно лишь то, что вот так, постоянно обижаясь, мы непрестанно грешим. При этом нам и в голову не приходит, что в нас обижается наше неудовлетворённое в своих исканиях «Я», которое для своего непрерывного роста требует подкормки.

Хорошо зная нас, Господь порой специально допускает различные жизненные ситуации для того, чтобы умалить и смирить наше «Я», потому что это именно то, в чём мы нуждаемся и что пойдёт нам только во благо.

Хотя Слово Божие говорит совершенно ясно: «Для чего бы вам лучше не оставаться обиженными?..» (1Кор. 6:7), наше «Я» никак не хочет с этим согласиться. Оно обижается, возмущается, требует к себе внимания и, если его не добивается, начинает ненавидеть. Обида на обиду, и зло растёт, как снежный ком, превращаясь в годами вынашиваемую горечь. Мы всячески пытаемся её скрыть, загоняя в тайники своего сердца, однако этого сделать не удаётся. Она словно дремлющий вулкан, который время от времени напоминает о себе, выбрасывая из кратера клубы дыма, золу и газы. Так может продолжаться годами, десятилетиями и даже столетиями. Однако наступает момент, когда долго сдерживаемая сила вулкана взрывается, и тогда происходит что-то ужасное. Дым, огонь, сера, камни и раскалённая лава, вырываясь, сокрушают всё на своём пути, превращая окружающую местность в жуткую, мёртвую пустыню. Стоит только вспомнить потрясшее всех когда-то извержение Везувия, уничтожившее расположенный у его подножия прекрасный город Помпею. Так вот, что-то подобное происходит и в нашем сердце с обидой. Только допусти и дай ей возможность для развития, и ты увидишь, в какую сокрушающую силу она со временем превращается.

Сколько обид бывает в семьях между мужем и женой, между детьми и родителями, между братьями и сёстрами по крови, между свекровями и невестками, между зятьями и тёщами, между различными близкими и дальними родственниками, которые, увы, могут называться при этом христианами! Люди не видятся годами и не хотят ничего знать друг о друге только потому, что кто-то кого-то когда-то обидел. Обиды вынашиваются в сердцах членов одной церкви или общины, заставляя некоторых из них избегать богослужений, чтобы как можно реже встречаться с неприятным для себя человеком.

Обида обычно не может долго молчать. Очень скоро обиженный начинает искать себе союзников, переливая горечь в их сердца и заражая неприязнью, настороженностью и подозрительностью. Думаю, многим знакомы подобные речи: «О, ты ещё не знаешь, что это за человек! От него можно ожидать всего, что угодно. Будь осторожен с ним, чтобы и тебе не пришлось пережить то, что я перенёс» (после чего обычно рассказывается история, ставшая причиной вынашиваемой обиды). Или: «Ты не представляешь, на что она способна! Сколько зла она причинила мне своим языком! Лучше держись от неё подальше. Более неприятной женщины я ещё никогда не встречала...» Где обиды, там и злословие, и этот яд распространяется с неимоверной быстротой, заражая всё новые и новые души.

Горечь, вызванная обидой, может возникнуть у каждого, но особенно часто она зарождается в сердце христиан, жизнь которых выглядит внешне вполне праведно, и причиной тому является непонимание и непризнание.

Один такой христианин, проводивший довольно примерную жизнь, очень хотел потрудиться для Господа и почему-то решил, что его место – быть пастором общины. Однако на пути к достижению этой цели у него встал другой служитель, которому церковь отдала предпочтение. Разобидевшись на то, что им пренебрегли, не поняли и недооценили, этот христианин проникся ко всем и всему такой горечью, что она, как рак, стала разрушать его душу и всю последующую жизнь.

Его вечно недовольное, сердитое, хмурое лицо действовало на других удручающе. О чём бы он ни начинал говорить, всё сводилось к незаслуженной обиде, которую ему причинили. Гонимый горечью, этот человек постоянно старался найти людей, которые бы сочувствовали и разделяли его мнение. Однако приобретенные таким образом «друзья», устав от постоянно повторяющейся темы всех его разговоров, один за другим быстро его покидали. Неоднократные попытки заразить своей горечью собственных детей, закончились их полным отчуждением, и тогда он совершенно замкнулся в себе и отгородился от всего, что его окружало, пребывая в состоянии самосожаления и самооплакивания. После многих лет такой отравленной горечью, безотрадной жизни он отошёл в вечность, унося с собой своё зло и обиды.

Если мы годами вынашиваем обиды, это говорит о нашем злопамятстве и неспособности прощать, то есть именно о тех наших пороках, которые создают идеальную почву для появления корня горечи. Кто не способен забывать причинённого ему зла, тот, разумеется, не умеет и прощать; а кто не желает прощать, тот сам на себя навлекает осуждение, потому что Иисус Христос сказал когда-то: «Прощайте, и прощены будете», «...если же не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших» (Мк. 11:26). Однако, хотя эти слова мы прекрасно знаем, тем не менее так не поступаем. Годами, десятилетиями, а порой и до конца своей жизни вынашивают люди обиды, не желая примириться и забыть. А ведь все мы относимся к тем, кому Господом много прощено. Горе нам, если, будучи таковыми пред Богом, мы поступаем подобно негодному рабу, которому господин простил большой долг, но который не захотел проявить милость своему товарищу, за что понёс суровое наказание (Мф. 18:23-35).

Если мы действительно считаем Библию Словом Божиим, тогда непонятно, как можно со злостью в сердце лечь и спокойно заснуть, зная, что в Писании сказано: «Солнце да не зайдёт во гневе вашем» (Еф. 4:26). Каждый раз, произнося слова молитвы «Отче наш», мы выносим себе суровый приговор, когда говорим: «И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим». Ведь именно так оно и совершается. Господь прощает наши грехи точно так же, как мы прощаем согрешающим против нас. А это уже очень серьёзно.

Как и в случаях с обидами, злопамятный не может долго молчать. Он постоянно ищет себе сочувствующих. Почувствовав, что кто-то может его понять, он изливает в уши его свою горечь, рассказывая, как воздали ему злом за добро и как бессовестно с ним поступили. Такой человек при каждой встрече готов повторять одну и ту же историю, всё больше и больше её подсаливая и приперчивая. Таким образом он распространяет свою горечь дальше.

Злопамятство всегда делает человека подозрительным. Он внимательно следит за каждым сказанным словом и следующим шагом своего «врага», уверенный, что тот готовит против него новое наступление. Злопамятный, в сердце которого живёт горечь, становится для окружающих настоящим проклятием. Где бы он ни появлялся, начинаются ссоры и разделения. Мир сменяется враждой и духовной войной. Поэтому лучше стараться не иметь общения с тем, кто вынашивает горечь, постоянно подогревая и разжигая её в себе. Вступать в контакт с таким человеком можно только лишь для того, чтобы вразумить его. Если же мы на это не способны, тогда лучше избегать близких отношений, потому что, соединившись с ним, можно самому легко оскверниться. 

Печально то, что, вынашивая зло на кого-то, мы строим стену между собой и Господом. Ведь где грех, там и удаление от Бога. А сколько у нас в церквах неулаженных ссор и неразрешённых конфликтов! Мы стонем под этим бременем неприязни и горечи, однако продолжаем ходить на собрания, проповедовать, свидетельствовать, петь в хоре, иначе говоря, приносить свои духовные жертвы Господу, нисколько не думая о том, что они могут быть Ему неугодны. Не верите? Тогда прочитайте слова Иисуса: «Итак, если ты принесёшь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5:23-24).

Поступаем мы так? Приводим ли свои отношения с ближними в порядок? Если нет, то не пришла ли пора положить конец молчанию, злости и ненависти, разрушив стену, разделившую меня с другом, родственником, братом и сестрой во Христе, а значит, и с Самим Богом.

Кто поистине пережил прощение, дарованное ему Господом, тому нетрудно прощать. Из уст многих людей приходится слышать такие слова: «Я самый большой грешник на земле». Что ж, правильно сказано, потому что это часто и впрямь соответствует истине. Однако если это не просто благочестивые слова, а действительно осознание тяжести своей греховности, тогда почему же нам трудно прощать других?

Есть люди, которые говорят, что они простили, однако не могут забыть случившегося. Позвольте, но как можно понять такое прощение?! Если Господь прощает, Он забывает и больше не вспоминает. При этом Он не только не взыскивает, но ещё и оправдывает нас. А оправдание означает полное удаление и заглаживание вины, как будто вообще ничего не случилось. Только так происходит истинное прощение. Поэтому, если ты, «прощая», не можешь забыть, приди к Тому, Кто прощает, и больше не вспоминает, и проси Его даровать тебе это чудо – способность прощать.

Ещё одной причиной возникновения корня горечи являются различные недоразумения, которые появляются на почве недопонимания или неправильного понимания ближнего. Несмотря на их кажущееся безобидное начало, недоразумения также становятся причиной появления горечи. Чаще всего это бывает так. Брат или сестра, не отдавая себе в том отчёта, могут что-то сказать или сделать, что тебя глубоко ранит. Или, предпринимая что-то, они мыслят иначе, чем ты, и это становится причиной твоего глубокого огорчения. Случается также, что направляемые Господом, они начинают какое-то дело, которое тебе кажется неразумным и даже бессмысленным. Не понимая их стремлений и целей, видя, что с мнением твоим не считаются, ты затаиваешь на них обиду и начинаешь мысленно или на деле противиться. А в сердце тем временем глубже и глубже пускает свой корень злая горечь. Даже если они действительно делают ошибку, почему бы тебе ни молиться, чтобы Господь указал им на это? Но нет. Ты замыкаешься, отстраняешься, а то и вообще порываешь с ними, не понимая того, что тем самым только усложняешь свою проблему.  

В случаях таких недоразумений лучше всего прислушаться к упомянутому выше совету Библии – пойти к брату (или сестре) и открыто и искренне поговорить с ним. Может быть, выслушав тебя, он с изумлением воскликнет: «Надо же, а я и не предполагал, что ты меня так понял! Я-то видел это совсем иначе и поступил так из совершенно других побуждений! Спасибо, что ты пришёл ко мне, и прости, что я тебя невольно обидел». Если бы христиане чаще выбирали этот прямой путь, многим корням горечи не было бы места. Однако такой принцип, увы, нередко пренебрегается, результатом чего являются вражда, разногласия, ссоры и многое другое, вплоть до полного разделения.

Разномыслия тоже могут приводить к возникновению горечи. На первый взгляд они выглядят совсем безобидно, и этому есть, казалось бы, объяснение. Ведь каждый имеет право на своё мнение, и это вполне естественно. Все мы разные, поэтому каждый судит по-своему, выбирая путь, который считает наиболее правильным. Однако с такого вот «безобидного» разномыслия начинается горечь, приводящая к тому, что души расходятся в стороны, бродя, как овцы, не имеющие пастыря. При этом, разумеется, не может быть и речи об отношениях, существовавших во времена первоапостольской церкви, когда все дети Божии были как одна душа и одно сердце. 

Всякий человек, утверждающий, что он является чадом Божиим, должен быть един с теми, кто также является детьми Божьими. В противном случае, проповедуя истину другим, он сам однажды будет отвергнутым. Ведь крест, о котором мы возвещаем другим, имеет вертикальную и горизонтальную балки. Вертикальная балка указывает на связь человека, живущего на земле, с Богом, обитающим на небе. Горизонтальная же – символизирует связь человека с ему подобными. Поэтому, если христианин действительно имеет близость с Господом, он непременно будет иметь мир с окружающими. Если же этого нет, тогда его утверждение, что он близок с Богом, очень и очень сомнительно. Подтверждением этому является Первое Послание Иоанна 4:20, где написано: «Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец». Таковым является для нас мерило Божие.

Разномыслие рано или поздно приводит к ожесточению и злобе, поэтому только духовно ослепший христианин может вынашивать его в сердце и продолжать считать себя чадом Божиим. Обращаясь когда-то к христианам из Галатии, Апостол Павел с болью сказал: «О несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых пред глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?.. Так ли вы несмысленны, что, начавши духом, теперь оканчиваете плотию?» (Гал. 3:1,3). Так вот, нечто подобное может случиться и с нами. Сделав с Господом хорошее начало, мы также можем духовно ослепнуть и упасть, даже не замечая этого. Позволяя горечи расти и углубляться в нашем сердце, мы перестаём быть милостивыми к другим. При этом мы теряем всякое снисхождение и сострадание к ближнему, видя только его грехи, ошибки и промахи. А ведь Слово Божие говорит не напрасно, что «суд без милости не оказавшему милости» (Иак. 2:13). 

Из-за разномыслий и разногласий в церквах бывает много ссор, скандалов и разделений. Члены спорят порой по самым смехотворным вопросам. Такие разногласия изгнали из церквей не одного пастора, превратили многих друзей во врагов, раскололи единство. Споря о мелочах, многие забывают, для чего, собственно, нужна церковь. Ведь церковь – это место, где люди собираются на богослужение, читают Библию, поют хвалу Богу, служат ближнему и помогают друг другу возрастать в вере. Поэтому оно должно быть местом снисхождения, поддержки, любви и прощения. Церковь должна быть для душ тихой гаванью, в которой нет бурь и штормов. Ведь если христианин воюет со своим братом, то вряд ли он может быть в мире с Богом. 

Ещё одним грехом, часто приводящим к появлению в сердце корня горечи, является зависть, или чувство досады, вызванное благополучием, благословением, счастьем или успехом другого. Удивительно, но обычно людям очень свойственно быстро замечать и осуждать этот отвратительный порок у других и легко извинять и оправдывать его у себя. Причин для появления зависти множество, к примеру: 

  • Ну почему у других всё идёт хорошо, а у меня жизнь никак не складывается?! 
  • Почему тому человеку во всём везёт, а у меня одни неустройства? 
  • Как так, что эта сестра всё имеет и ей ещё прибавляется, а я должна постоянно жить в недостатках и бедности?.. 
  • Почему дети соседей такие способные и умные, а с моих никакого толку?.. 
  • Везёт же подруге с таким мужем: и добрый, и внимательный, и ласковый, и в хозяйстве во всём помогает, и проповедник хороший, а мне со своим приходится всю жизнь мучиться!.. 
  • Да... Супруга у этого брата просто красавица! Ну почему это у других жёны – любо-дорого взглянуть, и умницы, и хозяйки хорошие, а у меня!.. За что бы ни взялась, всё у неё не клеится!.. 
  • Надо же! Опять новую машину купил! И как это только он умудряется? Недавно только такой дом «отгрохал», а теперь ещё и машина! А мне вот уже несколько лет приходится ездить на своей допотопной развалюхе! Ну откуда у людей деньги берутся!.. 
  • Смотри-ка, наши друзья снова поехали в отпуск. Не бывает лета, чтобы они где-то не отдыхали. Везёт же людям! А тут сиди и потей в своей тесной квартире!.. 
  • Ты подумай, эту «выскочку» все вокруг постоянно хвалят. Подумаешь, чистоплотная! У меня ведь тоже порядок в доме, но никто этого не замечает! Стоит ей только что-то спечь, как её торт признаётся самым лучшим. Как будто я пеку хуже! И ничего особо привлекательного в ней нет! Не понимаю, чего это ею все восхищаются!
Такой перечень можно было бы продолжать до бесконечности. Суть его заключается в одном: почему другому лучше, чем мне, и почему он лучше, чем я.

Зависть в нашем сердце возникает тогда, когда, сравнивая себя с другими людьми, мы чувствуем себя обойдёнными, обделенными и униженными. Нам кажется, что другие получают от жизни лучшее, что им выпало больше богатства, человеческого счастья, возможности самоутвердиться и пожить в своё удовольствие. Особенно бывает трудно смириться с такой «несправедливостью», когда ты стараешься жить свято и честно, страдая и постоянно терпя во всём нужду, в то время как другие, не утруждая себя, творят беззакония, но живут припеваючи.

На страницах Библии оставлен яркий пример такого состояния. Псалмопевец Асаф попал в весьма критическое положение, сравнивая себя с другими. Он признавался: «...едва не пошатнулись ноги мои, едва не поскользнулись стопы мои, – я позавидовал безумным, видя благоденствие нечестивых... И вот, эти нечестивые благоденствуют в веке сем, умножают богатство. Так не напрасно ли я очищал сердце моё и омывал в невинности руки мои?.. И думал я, как бы уразуметь это; но это трудно было в глазах моих, доколе не вошёл я во святилище Божие и не уразумел конца их» (Пс. 72:2-3, 12-13, 16-17).

В святилище Асаф снова приобрёл правильный взгляд на вещи и излечился от пустившей в нём корень озлобленности. Так бывает и у нас, христиан. Мы созданы Богом очень разными. Каждый из нас живёт своей жизнью. У нас различные социально-бытовые условия. Так было в прежние века, так есть сейчас и так всегда будет. Поэтому важно дать Богу возможность хранить нас от сопоставлений, которые озлобляют. В святилище Асаф осознал своё огромное преимущество, которое заключалось в следующем: «Ты руководишь меня советом Твоим и потом примешь меня в славу. Кто мне на небе? И с Тобою ничего не хочу на земле. Изнемогает плоть моя и сердце моё: Бог твердыня сердца моего и часть моя вовек» (Пс. 72:24-26). 

Особенно печален тот факт, что зависть не ограничивается плотской жизнью, распространяясь также и на духовную сферу. Не устаёшь удивляться, какая злая досада может появляться в сердцах детей Божиих, когда они видят, что Господь использует как Своё орудие и благословенный сосуд не его, а кого-то другого, и не к нему, а к брату или сестре по вере Он очень и очень близок.

К примеру, приходит в общину новый проповедник или пастор, или даже недавно уверовавший и горящий первой любовью к Господу молодой брат. Его искреннее желание трудиться для Бога с всецелой отдачей зажигает сердца людей. От его служения исходит явное благословение – и вот уже в чьём-то сердце зарождается зависть и ревность, бросающая тёмную тень на чудное дело Божие. Человек, употребляемый Богом, физически просто ломается под тяжестью и ответственностью своего служения, однако вместо того чтобы его поддержать и помочь, радуясь изливаемому через него благословению Божьему, ему завидуют, стремясь помешать тому, что он делает. С этой целью изыскиваются всевозможные причины и поводы очернить его в глазах людей, подмечаются малейшие ошибки и слабости, которые свойственны, в общем-то, любому человеку. Если все эти меры не приносят завистникам желаемого результата, они начинают копаться в его личной и семейной жизни, вытаскивая на свет то, о чём в достойном обществе не принято даже говорить.

Бывает, что в хор общины или церкви приходит новая сестра, которую Господь наделил прямо-таки потрясающим голосом. Ввиду этого прежней солистке хора приходится потесниться, передав многие соло ей, в результате чего в её сердце зарождается злость и жгучая зависть. 

Когда дело доходит до ревности и зависти в духовной жизни, то можно только удивляться, на какие пакости способны так называемые дети Божии, чтобы столкнуть того, кто маячит у них перед глазами. Особенно печально, когда такими завистниками становятся близкие родственники и лучшие друзья. Хороший пример, демонстрирующий духовную зависть, можно найти в двенадцатой главе Книги Чисел, описывающей восстание на Моисея близких и родных ему по плоти Аарона и Мариами.

Зависть, возникшая в сердце, рано или поздно прорывается наружу злыми словами. Тогда у завистника всё идёт в ход. При этом вспоминаются все промахи «виноватого», растолковывается всё сказанное и сделанное им в той или иной ситуации, выносится на свет то сокровенное, что он когда-то в простоте своей открыл и доверил. Его обсуждают даже те, которые ему когда-то с восторгом внимали. Злости человеческой поистине нет границ.

Зависть – это порок, связанный с эгоцентризмом и самомнением. Он ослепляет разум человека и убивает любовь к ближнему. Зависть имеет в себе разрушительную силу, порождая клевету, вражду, воровство, прелюбодеяния, убийства и прочие грехи, которые причиняют людям страдания и производят хаос и неустройство в человеческом обществе. Зависть – это грех против Бога, потому что происходит от отсутствия благодарности к Нему, Который по Своему усмотрению ниспосылает дары людям. Она является следствием того, что за желаемым души обращаются не к Богу, а пытаются заполучить земными средствами.

Человеческую зависть в народе не зря называют «чёрной». Слово Божие в Книге Притчей 14:30 называет зависть гнилью для костей, предостерегая верующих от этой духовной проказы. Однако в среде христиан она, к сожалению, не только не изживается, но всё больше распространяется. Особенно это заметно, когда человек из материальных трудностей попадает в условия благосостояния. Тогда стяжательству и соперничеству с другими в приобретениях не бывает границ. Поэтому стоит ли удивляться тем неустройствам, которые царят в христианских домах, церквах и общинах и которых с годами становится всё больше и больше? Не зря же написано: «Ибо, где зависть и сварливость, там неустройство и всё худое» (Иак. 3:16). 

О ревности едва ли стоит много говорить. Кто мучим ею, тот хорошо знает, какой горький корень пускает она в душе, совершенно меняя человека и превращая его нередко в тирана и деспота. Самое верное и точное описание этого греха даёт нам Священное Писание: «... люта, как преисподняя, ревность; стрелы её – стрелы огненные; она пламень весьма сильный» (Песн. 8:6). Ярким примером этого порока является супружеская ревность, проявляющаяся в появлении мучительного сомнения в любви и верности. Если это зло возникает в сердце мужа или жены, тогда семейное счастье непременно разрушается.

Ревность, гложущая сердце матери, у которой невестка, видите ли, «забрала» любимого сына, не даёт ей покоя ни днём ни ночью, заставляя вмешиваться в семейные дела молодой четы и превращая их жизнь в кромешный ад.

Ревность, возникшая в сердце ребёнка только потому, что ему кажется, что родители любят его меньше других детей, делает его на всю жизнь ненавистником. Один такой малыш, несколько лет бывший в семье единственным и горячо любимым ребёнком, так возненавидел свою родившуюся младшую сестрёнку за то, что мать уделяла ей теперь больше внимания, что, дождавшись, когда та ушла на кухню, подошёл к детской кроватке, вытащил новорождённую, вышел с ней на балкон и бросил с седьмого этажа вниз, став уже в раннем детстве убийцей. 

Успех коллеги по работе, повышение его в должности, оказываемое ему доверие и более высокая зарплата может лишать человека покоя и радости, делая врагом того, кто ничего плохого не сделал и нередко об этом даже не подозревает.

В одном христианском собрании между двумя братьями-проповедниками может возникнуть стена отчужденности только, потому что один заметил, что проповеди другого слушают более внимательно, а на его почти засыпают. Казалось бы, тут надо серьёзно задуматься и поискать в себе причину отсутствия благословения Божьего. Но нет. Вместо этого служитель даёт в сердце своём место пожирающей его душу ревности, от которой потом бывает очень трудно избавиться.

Разумеется, что вышеперечисленное не исчерпывает всех причин появления в сердце человека опасного корня горечи. В жизни бывает очень много других обстоятельств, не справившись с которыми душа «заболевает» горечью. Так, например, человек, будь то мужчина или женщина, очень желали бы иметь семью, но обстоятельства складываются таким образом, что они остаются одинокими. Кто-то, быть может, имел талант и мог бы стать знаменитым музыкантом, писателем или художником. Однако в его жизни произошло что-то непредвиденное и все планы и мечты рухнули. Не успел человек придти в себя от этого, как его постиг ещё один удар. Так, вместо многообещающего будущего, жизнь лежит в руинах. Не в силах с этим справиться, душа начинает ненавидеть всё и всех, живя до конца своих дней с горечью в сердце. 

Возможно, что для кого-то целью всей его жизни было приобретение любимой профессии. Однако в разгаре учёбы вдруг парализует мать, и единственному сыну или дочери приходится прервать обучение и ухаживать за больной, которая живёт в таком состоянии многие годы. Выполнив свой сыновний или дочерний долг, молодой человек лишился заветной мечты и, как ему кажется, остался на задворках жизни. Вот так нередко на свет появляются те, которых потом с насмешкой называют «старый холостяк», «старая дева», «вечный брюзга», «неудачник» и «непризнанный гений».

Неизлечимая душевная рана может возникнуть и в результате какой-то однократно перенесенной психологической травмы, которая оставляет горький след на всю последующую жизнь, например: внезапно расторгнутая помолвка, преданная и растоптанная любовь, измена супруга, злоупотребление доверием, необдуманно высказанное ребёнку признание матери, что она его не хотела и лучше бы сделала аборт, вырвавшееся сгоряча проклятие в адрес сына или дочери и другие подобные негативные моменты, которые отравляют жизнь и вносят в сердца перенесших это озлобление, безысходность и безнадёжность. Ведь раны, нанесенные близкими, оставляют самый глубокий и болезненный след. Вот почему, несмотря на производимое такими людьми отталкивающее впечатление, они, пожалуй, больше, чем кто-либо нуждаются в душепопечительской помощи, потому что сами уже не способны выйти из этого замкнутого круга. К сожалению, находится немного тех, кто готов помочь таким несчастным душам. С ними, как ни с кем другим, нужно иметь великое терпение, поистине христианскую любовь, самоотречение и тот Божественный авторитет и силу Святого Духа, которые способны сокрушать все преграды и стены. Помочь в этом нелёгком служении могут слова Священного Писания, сказанные о Том, Кто и за поражённые горечью души также пролил Свою святую кровь: «Трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит... и помышляет, как бы не отвергнуть от Себя и отверженного» (Ис. 42:3, 2 Цар. 14:14). 

Горечь – это духовная болезнь, которую легче предотвратить, чем потом лечить. Однако даже если мы уже заразились, у нас всё равно есть возможность от неё избавиться. 
Во-первых, для этого надо простить. Да, да! Простить именно тех, кто стал причиной появления в нашем сердце горечи. Как бы ни казалось такое невозможным, это необходимо сделать. И пусть помогут нам в этом слова Иисуса, сказанные Петру в ответ на его вопрос: «Сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? До семи ли раз?» Каковой была на это реакция нашего Спасителя? «Не говорю тебе «до семи», но до семижды семидесяти раз» (Мф. 18:21-22). Так вот, эти слова являются лекарством от горечи и для всех нас сегодня. Давайте научимся прощать согрешающих против нас, не ожидая, чтобы они в свою очередь тоже просили прощения. Если действительно хотим исцеления, тогда нужно исполнить это необходимое условие. Поступив так, мы скоро убедимся, какое облегчение такой шаг нам принесёт.

Во-вторых, прислушавшись к совету Библии, соберём все свои силы и мужество, и пойдём каждый к своему «врагу», чтобы поговорить с ним. Причём не для того, чтобы высказать ему, как он нас обидел, а для того, чтобы извиниться за то, что сами сделали неверно. Не будем торопиться утверждать, что это сверх наших сил. Попросим у Того, Кто может их нам дать. Помните, что в тот момент, когда мы унизимся, Бог встанет на нашу сторону и оправдает так, как мы не можем себе даже представить. Поверьте, что не зря написано: «Ибо кто возвышает себя, тот унижен будет; а кто унижает себя, тот возвысится» (Мф. 23:12). Такой поступок будет не проявлением слабости, а выражением большой внутренней силы, которая обычно тут же обезоруживает «противника». 

Кроме того, научимся считаться с мнением нашего ближнего. Дадим возможность ему высказаться. Ведь мы же тоже не хотим, чтоб нам закрывали рот. Каждый имеет право на своё мнение. Согласиться нам с ним или нет – это уже другое дело. Однако это вовсе не означает, что нужно тут же бросаться «врукопашную», доказывая свою правоту. Если наша точка зрения правильная, то это рано или поздно станет очевидным, и с ней в будущем всё больше будут считаться. Научимся, наконец, быть сдержанными, вежливыми и внимательными к другим. Ведь это не только знак христианской этики, но и просто проявление элементарной воспитанности.

С разочарованиями можно покончить, если перестать строить иллюзии относительно жизни без трудностей и церкви без проблем с идеальными людьми. Мы требуем от других совершенства во всём, забывая о том, что сами-то далеки от идеала. Нужно научиться смотреть действительности в лицо. У всех людей есть свои недостатки: у одних более заметные, у других – менее. Часто случается так, что чем ярче и заметнее личность, тем сильнее бросаются в глаза её ошибки и промахи. Поэтому вместо того чтобы разочарованно отворачиваться при виде чьих-то недостатков, лучше сосредоточить своё внимание на достоинствах этого человека. Ведь они бывают у каждого. Есть лишь одна личность, чей характер является сочетанием всех добродетелей, и это Господь Иисус. Лишь в Нём мы никогда не разочаруемся. 

Обидчивость надо стараться в себе искоренять. И начинать придётся с умерщвления и распятия своего гордого, требовательного «Я» – того самого, о котором апостол Павел писал когда-то: «Я каждый день умираю... усмиряю и порабощаю тело моё» (1Кор. 9:27,15:31). Так что, уж если такому благословенному мужу Божьему приходилось этим заниматься, то нам тем более нужно это делать. Мы никогда не должны забывать, что Бог помогает тому, кто сам готов приложить усилия.

Людям, склонным к зависти, необходимо самим начать в себе борьбу с этим пороком, являющимся проявлением плотской, греховной природы. Никто другой за них это не сделает. Завистливое око должно быть уничтожено, чего бы это нам ни стоило. Необходимо также чаще говорить «нет» своим желаниям и похотям, а также быть благодарным за то, что имеем от Господа. Ведь Бог не ошибается. Такая борьба с самим собой будет, конечно, чего-то стоить. Однако если думать о том, какой плод она принесёт, тогда все усилия и жертвы оправданы.

Дорогой друг! Мы с тобой живём в мире, где приходится сталкиваться с очень разными людьми. Одни могут обращаться с тобой, как с ангелом, другие – так, словно ты дьявол. При этом мы не должны давать место горечи. Даже если люди грешат против нас, это не даёт нам право грешить. Берегись выращивать в своём сердце горький корень! Не давай места обидам и гневу, потому что рано или поздно они станут для тебя верёвкой на шее. Пусть присутствие милости Божией всегда будет видно в твоей жизни, а это никак невозможно, если в сердце живёт злая горечь

Заканчивая данную тему, хочется снова вернуться к упомянутой вначале двенадцатой главе Послания к Евреям и обратить внимание на последующие 16 и 17 стихи этого места Писания, где упоминается об Исаве, который за чечевичную похлёбку отказался от своего первородства, включающее в себя обетования, данные Богом Аврааму. Поступив так, Исав потерял не только принадлежавшую ему как первенцу двойную долю наследства, но и право на особое место в родословной завета, а значит, и Божье благословение. Опомнившись и поняв, что он наделал, Исав горько оплакивал потерю всего самого ценного, но уже не смог искупить соделанный грех – пренебрежение Божьим обетованием.

Шокирующее окончание, не правда ли? Так дёшево продать своё наибольшее сокровище! Как бездумно и как глупо! Только не точно ли так поступаем и мы, допуская горечи поразить наше сердце? Ведь она может лишить нас благодати и милости Божией, а значит, и спасения! А что может быть страшнее этого? 

Настаивая на своих правах, требуя признания нашего «Я», совершая отмщение за себя и ропща на «несправедливость» Божию, мы промениваем на ничтожную «чечевичную похлёбку» самое драгоценное и вечное. О, насколько же это важно, наблюдать за собой, за своим поведением, словами и поступками, чтобы не оплакивать потом того, что невозможно уже больше вернуть и исправить! 

2 комментария:

  1. Бог подкладывает нежно
    Пищу ИЩУЩЕЙ душе!
    Кто ж летит вперёд небрежно -
    Причиняет вред себе!

    Жаждущий не спит и ночью
    ХОЧЕТ
    душу напитать!
    Бог таким откроет очи
    И дарует Благодать!

    Василий Кныш.- Ищите же прежде Царствия Божьего... www.VKSTRANNIK.org

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, брат Василий, за строки - такие коротенькие и такие ёмкие!

      Удалить

Ваши комментарии вдохновляют на работу...спасибо.